История медицины

От праха черного и до небесных тел,
Я тайны разглядел мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.

(Авиценна)

Учение о четырёх элементах

В трудах и канонах древней медицины встречаются приемы врачевания, основанные на теории, возникшей в связи с существовавшими тогда представлениями о четырех основных Первоэлементах Мироздания — Огне, Воздухе, Земле и Воде. Таким образом появилось учение о четырех основных «соках» жизни, являющихся носителями этих первоэлементов в организме человека. Именно эти «соки», по представлениям врачей той эпохи, составляют весь организм человека и определяют его здоровье или болезненное состояние.

По воззрениям врачей организм человека здоров, когда все четыре элемента представлены в нем с полной силой и находятся в гармонии, взаимно уравновешивая и дополняя.

Представления о Стихиях встречаются в сочинениях Платона. В его диалоге «Тимей», наряду с изложением общих принципов происхождения макрокосмоса вселенной из четырех первичных элементов — стихий, устанавливались аналогичные закономерности для развития микрокосмоса, каковым считался организм человека, отражающий все богатство мировой жизни в себе, как в зеркале. В том же сочинении Платон изложил подробные данные о физиологии и анатомии человека, исходя из концепции первоэлементов как движущих начал космоса и человеческого организма.

В дальнейшем эти взгляды были развиты Аристотелем и Гиппократом и практически без изменений легли в основание «теории гуморальной патологии», оказавшей сильнейшее влияние на весь ход развития медицины.

Согласно учению Гиппократа, которого называют отцом научной медицины, человеческое тело образовано из смешения четырех кардинальных «влаг»: «крови», «слизи», «желтой желчи» и «черной желчи». Все они соответствуют основным первоэлементам окружающей природы и Космоса: Воздуху, Воде, Огню и Земле.

Гиппократ учил, что здоровье и болезнь полностью зависят от смешения и взаимодействия в организме человека составляющих его «соков». (Древнегреческое слово «гумор» переводится не только как «жидкость» или «сок», но и означает «проникающее», «распространяющееся», «просачивающееся» начало).

Каждый из гиппократовых «соков» обладает вполне определенными свойствами. «Крови», к примеру, присуща влажность и теплота, «слизи» — холодная влажность, «желтой желчи» — сухое тепло, а «черной желчи» — холодная сухость.

Преобладание одного из элементов даёт четыре варианта состава тела: тепло-влажный – с доминированием крови (сангвинический), тепло-сухой – холерический, холодно-влажный – флегматический, холодно-сухой – меланхолический. Различиями в телесной организации, т.е. перевесом какого-то элемента – крови, лимфы, желтой или черной желчи – объяснялась склонность к болезни. Люди с преобладанием крови заболевают лихорадкой, флегматики – водянкой, холерики – разлитием желчи и т.п.

Ибн Сина (Авиценна) развил и дополнил учение Гиппократа. Согласно Ибн Сине эти натуры, соответствующие четырем первоэлементам, не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких, как метеорологические условия и смена времен года. К описанию простых натур Ибн Сина добавил сложные натуры, образованные сочетанием элементов.

Кроме уравновешенной или нормальной натуры Авиценна различает ещё 8 видов неуравновешенной: из них 4 – с преобладанием одного элемента (простые натуры): горячие, холодные, сухие, влажные и 4 – с преобладанием двух элементов (сложные): тепло-сухие и т.д. Отклонение соков от равновесия – причина болезней.

Учение Ибн Сины преследовало практические цели: разработку диагностических, терапевтических и профилактических мер – обнаружение склонностей к конкретной патологии, её устранение и предупреждение, например, подбор диеты, адекватной данному индивиду.

Идентичные представления о качествах, составляющих организм «соков» — энергий — составляли фундамент индо-тибетской и китайской медицинских систем.

Надлежащее смешение «соков» обеспечивает организму здоровье. Ненормальное смешение «соков» вызывает болезнь. Работа медика заключается в наблюдении за болезнью и отыскании способов лечения.

Считалось, что организму присуща изначально естественная сила, регулирующая (при нормальных условиях) все его отправления. И задача врача состояла не столько в исцелении самой болезни, сколько в активной помощи организму больного в его борьбе с болезнетворным началом, в помощи, твердо основанной на внимательном изучении течения болезни и действия отдельных лечебных средств на определенные «соки» организма.

В восточной медицине человек рассматривался как единое, живое целое, прямо и непосредственно связанное со своим окружением живыми связями сродства Стихий, управляющих равно как его жизнью, так и жизнью Космоса. Окружающая среда рассматривалась лишь поверхностно внешней. Сущностно же она была тождественна, точнее, подобна происходящему в организме человека процессу жизнедеятельности. Организм человека понимался как неделимый, целостный элемент не менее живой окружающей Реальности.

Общность всех медицинских систем Востока заключается в единой схеме построения модели равновесия энергий – Стихий — «соков», в признании существования некой единой информационно-энергетической системы глубинной регуляции функций организма.

В теле человека Воздух проявляется в многообразных движениях мышц, в сердечных пульсациях, в расширениях и сужениях различного рода, в движениях легких, в движениях стенок желудка и кишечного тракта. В микроскоп можно наблюдать микродвижения, совершающиеся в отдельных клетках. Реакцией на раздражение является движение нервных импульсов, проявляющееся в сенсорном и двигательном реагировании. Все движения в центральной нервной системе также целиком управляются Элементом Воздуха.

В теле человека источник Огня — обмен веществ, метаболизм. Огонь более всего активен в системе пищеварения. Он проявляется так же, как интеллект в сером веществе ткани больших полушарий головного мозга. Огонь проявляется и в работе сетчатки глаза, воспринимающей свет. Температура тела, процесс пищеварения, мышление и способность зрительного восприятия — все это управляется Элементом Огня. Весь обмен веществ и вся система ферментов организма также контролируются Огнем.

Элемент Вода проявляется в теле в виде секреций желудочного и кишечного соков и слюнных желез, в слизистых оболочках, в плазме крови и протоплазме клеток. Вода жизненно важна для функционирования тканей, органов и различных систем тела человека. Обезвоживание тела в результате рвоты или при поносе должно быть вылечено немедленно, иначе жизнь будет под угрозой.

Последний элемент Земля проявлен в том, что всякая жизнь в теле становится возможной на данном уровне потому, что Земля держит все живое и неживое на своей твердой поверхности. Все твердые структуры тела человека — кости, хрящи, ногти, мускулы, сухожилия, кожа и волосы — все это исходит из Первоэлемента Земли и относится к нему.

Таким образом можно признать концепцию Четырех Первоэлементов в качестве приближенной (правда, соответствующей реальным процессам жизнедеятельности организма) теоретической модели динамического гомеостаза. ( Гомеостаз — совокупность процессов саморегуляции, обеспечивающих постоянство структурных и функциональных индивидуальных особенностей организма).

×